Фуд-стилист и фуд-фотограф: особенности профессий | Фудстайлинг по-русски #1

Этой статьёй мы открываем новую образовательно-познавательную рубрику на нашем сайте. Она называется «Фудстайлинг по-русски» и структурно состоит из 9-ти последовательных частей:

  1. Фуд-стилист и фуд-фотограф: особенности профессий
  2. Фоны для фуд-фотографии
  3. Ракурс (угол съёмки) и боке в фуд-фотографии
  4. Композиция в фуд-фотографии
  5. Инвентарь (инструменты) фуд-стилиста и его практическое применение
  6. Реквизит фуд-стилиста и его практическое применение
  7. Секреты фуд-стилиста
  8. Интересные и новые направления в фуд-фото и фудстилистике
  9. Источники информации для фуд-стилиста и фуд-фотографа

Весь материал основан на нашем личном практическом опыте с сотен фуд-фотосъёмок в совершенно разных условиях и с совершенно разными продуктами и блюдами. Также в материале собран мировой опыт и идеи, которые нам показались интересными и практичными.

Пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать — сапожник (И.А. Крылов).

Фуд-фотограф и фуд-стилист: можно ли быть ими одновременно?

Может ли фотограф быть фуд-стилистом? Если коротко — то «Да, может».

Но мы считаем, что эти 2 компетенции необходимо разделять. И каждый специалист должен выполнять конкретно свою профессиональную функцию. Для чего? Всё просто — чтобы итоговый результат их совместной работы был сделан на максимально высоком уровне.

Чтобы убедиться в том, что эти профессии лучше разделять, задайте себе ещё несколько вопросов: «Может ли сценарист быть одновременно и оператором камеры?» или «Может ли фотограф, снимающий людей, быть стилистом или визажистом?» Ответ тот же: «Да, в принципе, может». Но какой будет результат его работы?

Командная работа, разделение обязанностей и компетенций — практически всегда приводит к более качественному результату, чем работа «одиночки-многостаночника». Хотя бывают и исключения. Но это лишь исключения, а не правило.

На западе фуд-стилист — это отдельная обособленная профессия, которой часто владеет человек с кулинарным образованием. Но, в России и других странах пост-советского пространства фудстилист и фуд-фотограф — это практически всегда одно и то же лицо.

Фуд-стилист — это специалист по красоте еды, приданию ей идеального вкусного вида, созданию натюрмортов и композиций из продуктов и блюд. В переводе с английского food styling (фудстайлинг) – это стиль еды или стилизация еды.

Фуд-фотограф — мастер по свету и технике. Его задача — максимально качественно и красиво поставить свет на продукт или блюдо, подобрать ракурс, правильные настройки камеры и сделать кадр. Потом, при необходимости, обработать его в фоторедакторе, чтобы довести до совершенства.

Некоторые ещё задают такой вопрос: «Зачем нужен фуд-стилист, если есть повар?» Ведь повар как никто другой знает как правильно и красиво подать своё блюдо. Тем более он на это учился. Всё это так. Но одно дело смотреть на продукт или блюдо глазами, а совершенно другое — понимать как он будет смотреться в кадре. Наверняка каждый замечал, что блюдо в реальности отличается от фото, сделанного тут же на смартфон.

Кроме того, фуд-стилист, в отличие от повара, занимается созданием композиции (натюрморта) для блюда в кадре, раскладкой реквизита, декорированием и т.п.

Где учат на фуд-стилиста?

В России — фуд-стилист редкая узкая профессия. Специальным навыкам желающие учатся сами или на мастер-классах. Совершенно не лишним будет закончить кулинарные курсы и курсы фотографов, потому что фудстайлинг как раз стоит на стыке этих специальностей.

Также большое значение имеет насмотренность, чувство прекрасного, гармонии и вкуса.

В чём должен разбираться фуд-стилист: какими компетенциями обладать?

  1. Любовь к кулинарии. Хороший фудстилист должен быть буквально фанатом различной еды. Это вовсе не означает, что ради этого стоит стать обжорой :-)  Нужно любить продукты и блюда с их эстетической точки зрения.
  2. Умение готовить. Если добавить к профессии поварской скилл — это, естественно, добавит баллов и повысит конкурентоспособность перед коллегами по цеху.
  3. Знать свойства продуктов, из которых готовятся блюда. К примеру, полезным будет знать «срок жизни» зелени, свеженарезанных овощей и фруктов, при какой температуре плавится сыр моцарелла и т.п.
  4. Знать состав основных блюд кухонь мира, правила и особенности их подачи. Все кухни и все блюда, естественно, знать практически невозможно. Не нужно быть ходячей энциклопедией. Но существуют популярные, устоявшиеся, постоянные блюда, которые известны по всему миру — первые, вторые, десерты, напитки.
  5. Разбираться в сервировке стола, блюд и вин. Какие именно столовые приборы должны использоваться к определенным блюдам, какие вина уместно подавать.
  6. Владеть определённым набором хитростей, навыками, инвентарём. Помимо набора инструментов нужно обладать практическими навыками по улучшению и корректировки внешнего вида продуктов и готовых блюд.
  7. Видеть свет, разбираться в композиции и обладать основными понятиями о фотографии. Фудстилист вовсе не обязан быть фотографом. Но умение видеть снимаемую еду как её видит камера — это просто необходимый навык.
  8. Обладать колоссальной насмотренностью, чувством гармонии и вкуса. У кого-то чувство гармонии — врождённое, а у другого всё может прийти с опытом. Что касается насмотренности, то она формируется только со временем.
  9. Постоянно следить за новыми тенденциями и направлениями в фуд-индустрии. Нужно изучать ресторанные новинки, мировые и локальные тренды в фуд-фотографии.
  10. Обладать отличной фантазией, эстетическим вкусом, креативностью, быть готовым к экспериментом. Без этого никуда. Нужно постоянно двигаться вперёд, развиваться и иметь гибкое, часто нестандартное собственное видение и воображение.

Фото аватара
Ольга Барникова/ автор статьи
Фотографы Роман и Ольга Барниковы • Новосибирск