- Профессионализм (творческий труд, креативность, знания, навыки и умения)
- Рынок фотомастеров
- Личный бренд
- Покупка и амортизация дорогостоящей техники
- Использование платного профессионального программного обеспечения и облачного хранилища
- Аренда фотостудии или другой локации
- Аренда спец. техники под задачу
- Работа помощника (ассистента)
- Логистика: выезд к заказчику с мобильной студией
- Время на подготовку, съёмку и обработку фотографий
- Обучение (постоянное повышение квалификации)
- Маркетинг: реклама, хостинг, доменное имя
- Налоги
Профессиональная творческая деятельность фотографа, как и любой другой труд, несомненно, должен оплачиваться по достоинству.
Часто фотографы недовольны тем, что клиенты начинают «продавливать» их по цене и говорить, что «дорого» или «сделайте скидку». В первую очередь это обусловлено тем, что основная часть работы фотографа скрыта от глаз заказчика и клиент не понимает почему за 1 час (пакет услуг или проект) специалист берёт такие деньги.
Более того, многие фотографы недостаточно полно могут презентовать весь спектр своих услуг, в красках рассказать про них, так как не являются маркетологами.
В глазах заказчика фотограф работает непосредственно на съёмке, держа камеру в руке, настраивая свет и помогая позировать. Всё, что происходит до и после фотосессии — остается в тени от заказчика.
Также заказчик часто (иногда и сам фотограф, который далёк от экономики) совершенно не понимает расходной части фотографа. А это часто огромные суммы.
Но! В первую очередь нужно ставить профессионализм. Именно за него готов платить заказчик. А что такое «профессионализм»?
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
В этой статье разберёмся что включает в стоимость своих услуг современный профессиональный фотограф.
Профессионализм (творческий труд, креативность, знания, навыки и умения)
Это самое важное. Так как хороший фотограф ценится в первую очередь именно своими работами, творческим видением и умением выполнять ТЗ на таком уровне, чтобы предвосхищать ожидания заказчика.
Профессионализм вырабатывается не только со временем. Необходим ещё один фактор — неистощимое желание постоянно расти и развиваться. Чтобы быть лучше с каждым днём.
По нашему мнению профессионализм включает в себя:
- доверие клиента,
- рекомендации,
- хорошие отзывы,
- способность работать в любых условиях, часто в условиях цейтнот,
- быстрая ориентация и адаптация в любых условиях,
- понятный и конкретный результат высокого уровня,
- способность повторить такой же результат или сделать ещё лучше,
- надёжность, пунктуальность и честность.
Ещё одно супер-качество профессионала — это креативность.
Креативность (от лат. creatio — творчество). То есть это творчество в чистом виде. Способность создавать что-то качественное новое из пустоты и эфира. Свежая мысль, идея и их нестандартная реализация — это креатив. Способность создавать новое и интересное из «ничего» — это не только дар. Это и наблюдательность, и гибкость творческого ума и способность выразить идею в объективной реальности через фотографию.
Знания — это теоретическая база. Без теории — никуда. Любое обучение строится в первую очередь на теории, а потом уже идёт практика. Технические знания и постоянная их актуализация крайне важна для любого специалиста.
Навыки и умения — это практический опыт, который приобретается, нарастает и копится с годами. Но, здесь тоже необходимо постоянно развиваться и держать руку на пульсе, так как всё меняется.
Знания, навыки и умения аккумулируются со временем и растут как снежный ком, что играет на пользу специалисту и в итоге его клиентам.
Рынок фотомастеров
Как и в любом бизнесе рынок диктует правила. Этим правилам приходится и нужно следовать или, если есть выдающиеся способности, создавать свои.
На рынке существуют определённые ниши (жанры) фотоуслуг и определенные уровни профессионализма (как и в любой отрасли деятельности).
Условно фотографов можно разделить на 3 уровня:
- начинающий,
- средний,
- высокий уровень.
В каждой нише и для каждого уровня фотографа есть своя ценовая вилка, в пределах которой он устанавливает цены за свои услуги. Установишь выше — будет меньше заказов. Установишь меньше — будет много дешевых заказов.
Но, как и везде, есть исключение.
Это когда фотограф достиг такого уровня, что выходит за рамки и ограничения. Когда клиенты хотят видеть исключительно этого человека в качестве своего фотографа. Такое возможно, когда имя фотографа становится своего рода брендом, знаком качества, индивидуального творчества, особенного видения.
Личный бренд
Личный бренд — это образ фотографа в публичном пространстве. То, что выделяет его среди других:
- личные качества, взгляды и образ жизни,
- уникальность, собственные фишки,
- профессионализм,
- стратегия общения,
- известность, медийность,
- внешний образ.
Покупка и амортизация дорогостоящей техники
Профессионал может, конечно, снять хороший кадр и на «тапок», но с топовой техникой комфортнее. Не нужно требовать от кота коровьего молока.
Перечень техники, которой пользуется фотограф:
- Камеры. Это основной рабочий инструмент. Их нужно минимум 2 шт. Одна — основная, вторая — запасная для подстраховки на случай поломки первой. Одна проф. камера стоит несколько сотен тысяч рублей. У камеры есть свой ресурс. Через несколько десятков сотен кадров она так или иначе выйдет из строя. Понадобится ремонт. Но иногда ремонт невозможен или просто экономически необоснован. В таком случае придётся брать новую камеру. Также камеры постоянно совершенствуются в техническом плане. Их нужно периодически обновлять. На единожды купленную камеру невозможно снимать всю жизнь.
- Объективы. Про объективы можно говорить долго. Стоит упомянуть, что стоимость хорошего объектива вполне сопоставима со стоимостью хорошей камеры. Объективы нужны разные — под разные задачи. Перечислим основные: широкоугольный, стандартный, длиннофокусный. Ещё есть специальные объективы. Например, макрообъектив. Объективы реже, но со временем также выходят из строя, как и камеры. К тому же технический прогресс не стоит на месте и практически каждый год выходят новые модели объективов с улучшенным функционалом и техническими характеристиками. И чтобы постоянно соответствовать современным требованиям необходимо обновление.
- Осветительное и вспомогательное оборудование: вспышки, синхронизаторы, стойки, отражатели, насадки, рефлекторы, переходники, фоны, кофры и т.п.
- Мощный компьютер. Чтобы обрабатывать фото, естественно, нужен не обычный бытовой или офисный ПК, а профессиональный. Который с лёгкостью потянет «тяжелые» большие объёмы данных при обработке в графических редакторах. Соответственно, процессор и видеокарта должны быть мощными. И, естественно, компьютер также нужно поддерживать в актуальном состоянии.
- Монитор. Монитор нужен тоже не обычный, а профессиональный графический и с большой диагональю экрана (24 и более дюйма), который способен передавать полные спектры цветовых пространств, необходимых для работы с графикой. Такие мониторы стоят в несколько раз дороже обычных, бытовых или офисных.
- Система хранения данных. Фотографу нужен огромный объём памяти для хранения фото и видео архива. Чем больше — тем лучше. Мы храним файлы наших клиентов более 5 лет. Лично у себя. Не в облачном диске! Как это устроено и зачем — можно почитать в статье «Безопасное хранение фото и видео файлов – наш приоритет!«
- Ноутбук или планшет. Применяется для выездных съёмок. Эта крайне необходимая техника на съёмочной площадке, которая позволяет мониторить в реальном времени какие кадры получаются. И при обоснованной необходимости тут же можно внести коррективы. Это очень удобно.
Мы перечислили лишь основной перечень технических средств, которые требуются для нормальной работы фотографа.
Использование платного профессионального программного обеспечения и облачного хранилища
Перечислим только основные «жизненно необходимые» программы:
- Lightroom или другой RAW-конвертер.
- Photoshop.
- Плагины.
- Ресурсы ИИ.
- Облачное хранилище.
- Другие программы под задачу.
Большинство этих программ распространяются по подписке на месяц/полгода/год. Поэтому платить приходится постоянно. ПО составляет значимую часть расходов фотографа.
Аренда фотостудии или другой локации
Если фотосъёмка проходит не на открытом воздухе, а в условиях студии или какого-либо творческого пространства — это увеличивает смету фотосъёмки.
Хорошо, если в стоимость аренды студии включено осветительное оборудование и дополнительные фоны. Однако, часто по условиям фотостудии приходится платить дополнительно за моноблоки, насадки, развёртывание дополнительных фонов и спецэффекты. Например, дым-машина.
Аренда спец. техники под задачу
Иногда для выполнения особенного проекта возникает необходимость в дополнительной технике. Как правило, такая техника либо крайне дорогостоящая либо редко используемая. И поэтому фотографу нет смысла иметь свою собственную, а гораздо проще при необходимости взять её под проект в рентале. В любом крупном городе существуют такие прокаты, которые помогают специалистам в области фото и видео решать поставленные задачи.
Работа помощника (ассистента)
На больших проектах без помощника — никуда. Это вторая пара рук, которая помогает с кучей организационных мелочей:
- переноска и настройка оборудования,
- организовать съёмочное пространство,
- поставить, убрать или изменить свет,
- добавить, переместить или убрать предметы в кадре,
- позировать в роли модели для тестовых снимков,
- административные обязанности (арендовать студию, оборудование, договориться с моделью, визижистом).
Логистика: выезд к заказчику с мобильной студией
Перемещение из точки «A» в точку «B» с большим объемом аппаратуры также стоит денег. Для крупных проектов, особенно когда мы работаем в других городах, обязательно составляем подробную смету. В ней учитываются все перелёты на самолёте, поездки на поезде и такси.
Время на подготовку, съёмку и обработку фотографий
Важно понимать, что обработка фото занимает 50-90% от всего времени, потраченного на проект. Это самая затратная по времени часть.
Также нужно время и на подготовку к съёмке:
- переговоры, встречи, переписки,
- изучение потребности заказчика,
- изучение особенностей бизнеса / личности заказчика,
- оценка технической сложности проекта,
- согласование количества итогового материала,
- согласование сметы, включая дополнительные расходы,
- согласование сроков,
- разработка концепции, составление ТЗ,
- заключение договора,
- подбор арсенала техники под конкретную задачу,
- проверка технической исправности аппаратуры,
- зарядка аккумуляторов,
- раскладка техники по кофрам.
Видимая же для заказчика часть (т.е. непосредственно сам процесс съёмки) — это лишь малая доля времени и сил, которые тратятся на весь проект в целом.
Обучение (постоянное повышение квалификации)
Конечно, много чему можно научиться бесплатно. Но действительно ценные знания стоят денег. Поэтому, чтобы постоянно поддерживать высокий проф. уровень фотографу просто необходимо посещать профильные тренинги и мастер-классы, покупать курсы и т.п.
Маркетинг: реклама, хостинг, доменное имя
Это еще одна большая статья расходов.
«Сарафанное радио», конечно, никто не отменял. Но фотографу, помимо всего прочего нужно быть и неплохим маркетологом, т.к. он лично сам продаёт свои услуги и ведёт бизнес.
Налоги
В России все фотографы либо самозанятые, либо ИП, либо трудятся в какой-то организации и получают зарплату. Так или иначе в любом правовом положении все должны платить налоги со своих доходов.