Стоимость услуг фотографа: 13 факторов из чего складывается

Профессиональная творческая деятельность фотографа, как и любой другой труд, несомненно, должен оплачиваться по достоинству.

Часто фотографы недовольны тем, что клиенты начинают «продавливать» их по цене и говорить, что «дорого» или «сделайте скидку». В первую очередь это обусловлено тем, что основная часть работы фотографа скрыта от глаз заказчика и клиент не понимает почему за 1 час (пакет услуг или проект) специалист берёт такие деньги.

Более того, многие фотографы недостаточно полно могут презентовать весь спектр своих услуг, в красках рассказать про них, так как не являются маркетологами.

В глазах заказчика фотограф работает непосредственно на съёмке, держа камеру в руке, настраивая свет и помогая позировать. Всё, что происходит до и после фотосессии — остается в тени от заказчика.

Также заказчик часто (иногда и сам фотограф, который далёк от экономики) совершенно не понимает расходной части фотографа. А это часто огромные суммы.

Но! В первую очередь нужно ставить профессионализм. Именно за него готов платить заказчик. А что такое «профессионализм»?

Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В этой статье разберёмся что включает в стоимость своих услуг современный профессиональный фотограф.

Профессионализм (творческий труд, креативность, знания, навыки и умения)

Это самое важное. Так как хороший фотограф ценится в первую очередь именно своими работами, творческим видением и умением выполнять ТЗ на таком уровне, чтобы предвосхищать ожидания заказчика.

Профессионализм вырабатывается не только со временем. Необходим ещё один фактор — неистощимое желание постоянно расти и развиваться. Чтобы быть лучше с каждым днём.

По нашему мнению профессионализм включает в себя:

  • доверие клиента,
  • рекомендации,
  • хорошие отзывы,
  • способность работать в любых условиях, часто в условиях цейтнот,
  • быстрая ориентация и адаптация в любых условиях,
  • понятный и конкретный результат высокого уровня,
  • способность повторить такой же результат или сделать ещё лучше,
  • надёжность, пунктуальность и честность.

Ещё одно супер-качество профессионала — это креативность.

Креативность (от лат. creatio — творчество). То есть это творчество в чистом виде. Способность создавать что-то качественное новое из пустоты и эфира. Свежая мысль, идея и их нестандартная реализация — это креатив. Способность создавать новое и интересное из «ничего» — это не только дар. Это и наблюдательность, и гибкость творческого ума и способность выразить идею в объективной реальности через фотографию.

Знания — это теоретическая база. Без теории — никуда. Любое обучение строится в первую очередь на теории, а потом уже идёт практика. Технические знания и постоянная их актуализация крайне важна для любого специалиста.

Навыки и умения — это практический опыт, который приобретается, нарастает и копится с годами. Но, здесь тоже необходимо постоянно развиваться и держать руку на пульсе, так как всё меняется.

Знания, навыки и умения аккумулируются со временем и растут как снежный ком, что играет на пользу специалисту и в итоге его клиентам.

Рынок фотомастеров

Как и в любом бизнесе рынок диктует правила. Этим правилам приходится и нужно следовать или, если есть выдающиеся способности, создавать свои.

На рынке существуют определённые ниши (жанры) фотоуслуг и определенные уровни профессионализма (как и в любой отрасли деятельности).

Условно фотографов можно разделить на 3 уровня:

  • начинающий,
  • средний,
  • высокий уровень.

В каждой нише и для каждого уровня фотографа есть своя ценовая вилка, в пределах которой он устанавливает цены за свои услуги. Установишь выше — будет меньше заказов. Установишь меньше — будет много дешевых заказов.

Но, как и везде, есть исключение.

Это когда фотограф достиг такого уровня, что выходит за рамки и ограничения. Когда клиенты хотят видеть исключительно этого человека в качестве своего фотографа. Такое возможно, когда имя фотографа становится своего рода брендом, знаком качества, индивидуального творчества, особенного видения.

Личный бренд

Личный бренд — это образ фотографа в публичном пространстве. То, что выделяет его среди других:

  • личные качества, взгляды и образ жизни,
  • уникальность, собственные фишки,
  • профессионализм,
  • стратегия общения,
  • известность, медийность,
  • внешний образ.

Покупка и амортизация дорогостоящей техники

Профессионал может, конечно, снять хороший кадр и на «тапок», но с топовой техникой комфортнее. Не нужно требовать от кота коровьего молока.

Перечень техники, которой пользуется фотограф:

  1. Камеры. Это основной рабочий инструмент. Их нужно минимум 2 шт. Одна — основная, вторая — запасная для подстраховки на случай поломки первой. Одна проф. камера стоит несколько сотен тысяч рублей. У камеры есть свой ресурс. Через несколько десятков сотен кадров она так или иначе выйдет из строя. Понадобится ремонт. Но иногда ремонт невозможен или просто экономически необоснован. В таком случае придётся брать новую камеру. Также камеры постоянно совершенствуются в техническом плане. Их нужно периодически обновлять. На единожды купленную камеру невозможно снимать всю жизнь.
  2. Объективы. Про объективы можно говорить долго. Стоит упомянуть, что стоимость хорошего объектива вполне сопоставима со стоимостью хорошей камеры. Объективы нужны разные — под разные задачи. Перечислим основные: широкоугольный, стандартный, длиннофокусный. Ещё есть специальные объективы. Например, макрообъектив. Объективы реже, но со временем также выходят из строя, как и камеры. К тому же технический прогресс не стоит на месте и практически каждый год выходят новые модели объективов с улучшенным функционалом и техническими характеристиками. И чтобы постоянно соответствовать современным требованиям необходимо обновление.
  3. Осветительное и вспомогательное оборудование: вспышки, синхронизаторы, стойки, отражатели, насадки, рефлекторы, переходники, фоны, кофры и т.п.
  4. Мощный компьютер. Чтобы обрабатывать фото, естественно, нужен не обычный бытовой или офисный ПК, а профессиональный. Который с лёгкостью потянет «тяжелые» большие объёмы данных при обработке в графических редакторах. Соответственно, процессор и видеокарта должны быть мощными. И, естественно, компьютер также нужно поддерживать в актуальном состоянии.
  5. Монитор. Монитор нужен тоже не обычный, а профессиональный графический и с большой диагональю экрана (24 и более дюйма), который способен передавать полные спектры цветовых пространств, необходимых для работы с графикой. Такие мониторы стоят в несколько раз дороже обычных, бытовых или офисных.
  6. Система хранения данных. Фотографу нужен огромный объём памяти для хранения фото и видео архива. Чем больше — тем лучше. Мы храним файлы наших клиентов более 5 лет. Лично у себя. Не в облачном диске! Как это устроено и зачем — можно почитать в статье «Безопасное хранение фото и видео файлов – наш приоритет!«
  7. Ноутбук или планшет. Применяется для выездных съёмок. Эта крайне необходимая техника на съёмочной площадке, которая позволяет мониторить в реальном времени какие кадры получаются. И при обоснованной необходимости тут же можно внести коррективы. Это очень удобно.

Мы перечислили лишь основной перечень технических средств, которые требуются для нормальной работы фотографа.

Использование платного профессионального программного обеспечения и облачного хранилища

Перечислим только основные «жизненно необходимые» программы:

  1. Lightroom или другой RAW-конвертер.
  2. Photoshop.
  3. Плагины.
  4. Ресурсы ИИ.
  5. Облачное хранилище.
  6. Другие программы под задачу.

Большинство этих программ распространяются по подписке на месяц/полгода/год. Поэтому платить приходится постоянно. ПО составляет значимую часть расходов фотографа.

Аренда фотостудии или другой локации

Если фотосъёмка проходит не на открытом воздухе, а в условиях студии или какого-либо творческого пространства — это увеличивает смету фотосъёмки.

Хорошо, если в стоимость аренды студии включено осветительное оборудование и дополнительные фоны. Однако, часто по условиям фотостудии приходится платить дополнительно за моноблоки, насадки, развёртывание дополнительных фонов и спецэффекты. Например, дым-машина.

Аренда спец. техники под задачу

Иногда для выполнения особенного проекта возникает необходимость в дополнительной технике. Как правило, такая техника либо крайне дорогостоящая либо редко используемая. И поэтому фотографу нет смысла иметь свою собственную, а гораздо проще при необходимости взять её под проект в рентале. В любом крупном городе существуют такие прокаты, которые помогают специалистам в области фото и видео решать поставленные задачи.

Работа помощника (ассистента)

На больших проектах без помощника — никуда. Это вторая пара рук, которая помогает с кучей организационных мелочей:

  • переноска и настройка оборудования,
  • организовать съёмочное пространство,
  • поставить, убрать или изменить свет,
  • добавить, переместить или убрать предметы в кадре,
  • позировать в роли модели для тестовых снимков,
  • административные обязанности (арендовать студию, оборудование, договориться с моделью, визижистом).

Логистика: выезд к заказчику с мобильной студией

Перемещение из точки «A» в точку «B» с большим объемом аппаратуры также стоит денег. Для крупных проектов, особенно когда мы работаем в других городах, обязательно составляем подробную смету. В ней учитываются все перелёты на самолёте, поездки на поезде и такси.

Время на подготовку, съёмку и обработку фотографий

Важно понимать, что обработка фото занимает 50-90% от всего времени, потраченного на проект. Это самая затратная по времени часть.

Также нужно время и на подготовку к съёмке:

  • переговоры, встречи, переписки,
  • изучение потребности заказчика,
  • изучение особенностей бизнеса / личности заказчика,
  • оценка технической сложности проекта,
  • согласование количества итогового материала,
  • согласование сметы, включая дополнительные расходы,
  • согласование сроков,
  • разработка концепции, составление ТЗ,
  • заключение договора,
  • подбор арсенала техники под конкретную задачу,
  • проверка технической исправности аппаратуры,
  • зарядка аккумуляторов,
  • раскладка техники по кофрам.

Видимая же для заказчика часть (т.е. непосредственно сам процесс съёмки) — это лишь малая доля времени и сил, которые тратятся на весь проект в целом.

Обучение (постоянное повышение квалификации)

Конечно, много чему можно научиться бесплатно. Но действительно ценные знания стоят денег. Поэтому, чтобы постоянно поддерживать высокий проф. уровень фотографу просто необходимо посещать профильные тренинги и мастер-классы, покупать курсы и т.п.

Маркетинг: реклама, хостинг, доменное имя

Это еще одна большая статья расходов.

«Сарафанное радио», конечно, никто не отменял. Но фотографу, помимо всего прочего нужно быть и неплохим маркетологом, т.к. он лично сам продаёт свои услуги и ведёт бизнес.

Налоги

В России все фотографы либо самозанятые, либо ИП, либо трудятся в какой-то организации и получают зарплату. Так или иначе в любом правовом положении все должны платить налоги со своих доходов.

Фото аватара
Роман Барников/ автор статьи
Фотографы Роман и Ольга Барниковы • Новосибирск