Каждый фотограф в процессе своей творческой деятельности сталкивается с вопросом клиента: «А вы можете прислать исходники (RAW файлы)?»
В этой статье мы выразим исключительно нашу точку зрения по этому вопросу.
Что такое «исходники»?
Клиент может понимать под словом «исходники» 2 варианта:
- Полностью все фотографии в фотосессии.
- RAW файлы с фотокамеры.
В первом варианте, когда речь идёт о всех фото клиент очевидно предполагает, что фотограф скрыл или пропустил часть хороших фотографий и не передал их заказчику. Но как думаете: неужели он будет это реально делать? Ведь очевидно, что при отборе фотографий фотограф выбирает самые лучшие кадры — без технического брака, с хорошей композицией, выражением лица и позой. Также удаляются одинаковые дубли фото.
С каждой фотосессии получается достаточно много фотографий. Всё это — рабочий материал, который нужно отфильтровать. Например, может получиться так, что всего с 1-часовой фотосессии общее количество фотографий 100-300, но наиболее удачных кадров, которые пойдут в обработку после сортировки — 20-40. И это нормально. Неужели уважаемый клиент думает, что фотограф не способен сам выбрать удачные фото и если получит все фотографии найдёт еще кучу хороших?
Как поступаем мы: на первом этапе удаляем очевидно малорезкие, неудачные по композиции, позе и выражению лица фото (закрытые глаза и т.п.). Если клиент просит — высылаем миниатюры фото для выбора определённого количества для обработки. Но в большинстве случаев оставляем за собой право отбора кадров. Фотографу надо доверять
Во втором варианте, когда под исходниками понимают RAW файлы нужно понимать следующее:
RAW — это «сырая» необработанная информация, цифровой негатив фотокамеры. По сути это еще не фотография, а база для дальнейшей обработки и конвертации, например, в формат jpeg.
Для обработки RAW-ов используются специальные программы, которыми владеет каждый профессиональный фотограф. И у каждого фотографа свое видение и секреты как правильно производить обработку — «проявку» RAW-ов. И никакому фотографу неохота, чтобы над его фотографией потом изгалялись люди, которые в этом ничего не понимают.
Как поступаем мы: RAW файлы по умолчанию мы не отдаём. Но есть исключение:
RAW файлы передаются клиенту, если условие об этом прописано в договоре. Как правило, это коммерческая съемка. Например, для сми, издательств, типографий, рекламных агентств, компаний. RAW файлы им нужны, чтобы в дальнейшем профессиональные ретушёры обработали фото именно под свои задачи и в своей стилистике.
Также каждый клиент может получить RAW файлы за 30% от стоимости фотосессии.
Причины почему фотограф не хочет отдавать исходники
- Исходники могут испортить общее впечатление от фотосессии. Как говорилось выше, исходные RAW файлы — это черновики, цифровые негативы, как правило, со множеством недостатков. Нужно корректировать горизонт, кадрировать, сделать цветокоррекцию, трансформации, ретушь и т.п. Именно обработка фотографий занимает у фотографа львиную долю рабочего времени. Фотограф не только нажимает на кнопку, а потом перекидывает фото клиенту. На фотоаппарате, даже самом дорогом, не существует кнопки «шедевр». Основная часть работы фотографа — это обработка на компьютере. И это явно больше 50% от общего времени.
- Огромный объём RAW файлов. RAW по сравнению с JPEG «весят» в несколько раз больше. И какой смысл перекидывать тонны ненужных гигабайт клиенту? Для обычных частных фотосессий более чем достаточно грамотно обработанные фото jpeg. Более того, в большинстве случаев даже не нужно такого огромного разрешения, который скидывает фотограф — в несколько тысяч пикселей по большей стороне. Для размещения в интернете, на сайтах, соцсетях и пабликах это разрешение явно избыточное. Такое разрешение нужно, чтобы печатать огромные фотокартины или рекламные биллборды.
- RAW — доказательство авторского права. Исходная фото RAW (без обработки, кадрирования) с правовой точки зрения является доказательством авторского права фотографа. Если фотограф передаст эти файлы — доказать авторство будет сложнее.
- Фотограф боится, что его фото испортят. Иногда бывает так, что фото дополнительно «переобрабатывают» клиенты на своё усмотрение, накладывают разные фильтры и выставляют в соцсетях. При этом указыватется авторство фотографа или на вопросы желающих «кто фотограф» поступает соответсвующий ответ. Но у каждого фотографа своё мнение на счёт обработки. В этом уникальный авторский подход. С точки зрения фотографа, пееробработать его фотографии — это примерно то же самое, что залезть к повару в его блюдо и добавить по своему вкусу специи и соль.